Свято-Екатерининский мужской монастырь был основан 350 лет тому назад. В 1992 году монастырь был передан в лоно Русской Православной Церкви.
Воскресная школа при Свято-Екатерининском мужском монастыре
Летопись Екатерининской пустыни начинается с видения святой великомученицы Екатерины государю Алексею Михайловичу в 1658 году. Каменные храмы и особенно колокольня являются лучшими созданиями русских зодчих, хоть имена их остались неизвестными. Монастырь прославился в народе святыми мощами и чудотворными иконами – Святой великомученницы Екатерины, подарком государя Алексея Михайловича к освящению монастыря, и священномученика Антипы.
В XVII веке Екатерининская пустынь начала испытывать трудности, когда в пустыни часто менялись настоятели. После увольнения за финансовые упущения строителя-иеромонаха Сергия в 1748 году в течении 4-5 лет на его должность никого не могли назначить, и монастырем поочередно управляли иеромонахи Иоанникий, Митрофан и Питирим, тяготившиеся своими обязанностями. Положение улучшилось с назначением строителем пустыни иеромонаха Пахомия. Строитель Пахомий с братией отстоял придел Преподобного Сергия Радонежского от притязаний владельца села Суханово Александра Григорьевича Гурьева, который хотел превратить его в приходскую церковь для своих крестьян, полагая, что пустынь скоро упразднят.
Екатерининская пустынь, расположенная в глухих лесах, подвергалась серьезным опасностям. В ночь с 7 на 8 мая 1766 года в обитель ворвались четверо солдат, дезертировавших из Воронежского полка, вышибли дверь в келью строителя, его самого пытали огнем, требуя денег, жестоко избили дубинками, остригли волосы и бороду. Настоятель едва выжил. Пострадали от побоев разбойников также иеромонах Сергий, казначей Константин и работник Митрофан. Донесение в консисторию послали не сразу из-за шока, перенесенного пострадавшими, поэтому задержать преступников по горячим следам не удалось. Следствие продолжалось около года. Поручиком Борзовым были допрошены все члены братии и работники монастыря, жители окрестных селений. Выявлен сообщник бандитов монах Сильвестр, живший в монастыре с 1762 года. Виновник был заключен под стражу, лишен монашества и закован в кандалы. Оправившись от травм, Пахомий продолжал благополучно руководить пустынью до января 1769 года, когда был уволен на покой в кафедральный Чудов монастырь. Примечательной личностью среди настоятелей Екатерининской пустыни был строитель-иеромонах Варнава, управлявший ею в 1769-1770 годах.
7 августа 1771 года строителем пустыни был назначен иеромонах Иринарх. За период правления Иринарха пустынь пришла в упадок не только материальный, но и духовный. Участились самовольные отлучки, случаи пьянства и даже воровства насельников. Строитель Иринарх допускал множество финансовых нарушений. В 1778 году он получил выговор за то, что не все пожертвования были записаны в книгу. В ходе тщательной проверки было выявлено несколько серьезных нарушений. Так, строитель Иринарх удерживал у себя часть пожертвований и денег, полученных за требы, не разделяя их между членами братии. Указом от 16 июня 1781 года он был признан «неисправным», навсегда оставлен в Знаменском монастыре с запрещением давать ему ответственные послушания. Там о. Иринарх вел себя тихо и добропорядочно, половину жалования у него удерживали на покрытие денежного начета.
Возрождение обители Святой Екатерины произошло благодаря подвижнической деятельности игумена Мелхиседека. Он пользовался глубоким уважением и поддержкой митрополита Московского Платона, от которого не раз получал поощрения за свое служение. Под его правлением был возведен Екатерининский собор, обновлена церковь во имя апостолов Петра и Павла, построены два братских корпуса, каменная ограда с башнями, надвратная церковь с колокольней.
С июня 1802 года пустынью управлял иеромонах Герасим. Следующим строителем Екатерининской пустыни был иеромонах Досифей. В 1809 году строителем пустыни был назначен иеромонах Николо-Пешношского монастыря Дорофей. При настоятеле Дорофее в пустынь часто присылали на епитимью провинившихся священнослужителей и мирян, совершивших преступления, за которые не предусматривалось уголовное наказание. Монахи сюда попадали за нетрезвость и рукоприкладство, мелкое воровство. О. Дорофею удавалось пробудить в оступившихся людях искреннее покаяние. Постриженник о. Дорофея-иеромонах Нифонт, отличался необыкновенной простотой, кротостью и смирением, на богослужения всегда приходил первым, всякое послушание исполнял с любовью, проводил время в постоянной молитве. Он был совершенно нестяжательным, никогда не запирал своей скромной кельи, не боялся воров.
Иеромонах Мисаил, постриженник Николо-Берлюковской пустыни, принявший руководство Екатерининской пустынью в 1842 году, был одним из выдающихся строителей и обновителей. Отец Мисаил вызолотил главы и кресты на соборном храме и колокольне, построил 2 корпуса братских келий у западной стены монастыря, 2 гостиницы. Настоятель сам носил кирпич для строительства, песок и воду рабочим. Особой его заботой была дорога, проложенная от Пустыни к усадьбе Суханово. Гостеприимство отца Мисаила было патриархальным. По окончании литургии отец настоятель становился у дверей церкви и , низко кланяясь, приглашал всех богомольных, знакомых и незнакомых, к себе на чай.
В 1899 году началось движение поездов на участке Москва – Кашира Рязанско-Уральской дороги (ныне Павелецкая). От железнодорожной станции до монастыря стало теперь всего 2 км по лесной тропе, где позже возникнет улица Монастырская ( с 1920-х годов – Кооперативная). Все это еще лучше связало Москву с пустынью.
Последней настоятельницей Екатерининской пустыни перед ее закрытием (лето 1931 года) была игуменья Красностокского женского монастыря Елена (Ольга Алексеевна Коновалова). Первые годы красностокских матушек в стенах Екатерининской пустыни были крайне тяжелыми. Пришлось терпеть и голод, и холод, и гонения новых властей. Но самоотверженным трудом монахини через несколько лет настолько наладили хозяйство, что кормили всю округу, а также лечили окрестных жителей. Медицинские навыки они получили в госпитале во время Первой мировой войны. В 1931 году игуменью Елену нескольких сестер арестовали, сослали в Казахстан, откуда они вернулись в 1934 году. Матушка Елена скончалась 5 сентября 1937 года за две недели до повальных арестов среди священнослужителей и верующих мирян.
Еще до закрытия Екатерининской пустыни в 1931 – 1934 годах в ее стенах обосновалась тюрьма для уголовников, затем, в течение трех с половиной лет, проживали рабочие подсобного хозяйства дома отдыха архитекторов «Суханово», а с 1939 года здесь была оборудована печально известная секретная политическая тюрьма МГБ – «Сухановка». Западная стена была отодвинута, для чего пришлось снести две старинные башни, вместо которых по углам встали вышки для часовых.
Над невысокими стенами нарастили железную арматуру, монастырь опутала колючая проволока. В январе 1939 года секретная политическая тюрьма приняла своих первых подследственных. Тюрьма была рссчитана на 150-160 заключенных. Снаружи тюрьму охраняла спецрота дивизии НКВД особого назначения. Устроителем тюрьмы был нарком внутренних дел Н.И. Ежов. В официальных бумагах для внутреннего употребления тюрьма именовалась «Спецобъект № 110». Десятки тысяч страдальцев прошли через ее застенки. Ни один не был освобожден; некоторые умерли здесь под пытками, другие – расстреляны или осуждены на долгие годы лагерей. В 1939 году в «Сухановку» был помещен и провел в ней 9 месяцев ее создатель – Н.И.Ежов. Репрессии 1937-1939 годов не обошли расположенный рядом с «Сухановкой» поселок Расторгуево.
В «Сухановке» не существовало никаких правил внутреннего распорядка, никаких правил ведения следствия. Поступившего могли продержать 16-20 часов без воды и пищи в изоляторе, в котором не то что вытянуться-развести локти невозможно. В голубых микрокамерах двум заключенным предоставлялась возможность часами или сидеть лицом к лицу, или стоять; прилечь было негде-лежаки, как вагонные полки, на день поднимались к стенам и запирались на замок. В любой момент узника могли избить до полусмерти. Били так, что в камере ни сесть, ни лечь — все тело сплошная кровоточащая рана. Когда месяцами человека не вызывали на допросы, не давали книг, не представляли прогулок, лишали вообще какого-либо контакта с внешним миром, когда он терял всякое представление о времени и перспективу собственного бытия, мозг переставал нормально функционировать, начинались психические расстройства, деградация личности. На этом и строился расчет тюремщиков — узник из борца за свою невиновность превращался в лишенное воли существо. После закрытия тюрьмы в 1952 году какое–то время здесь находилась тюремная областная больница, затем Учебный центр ГУВД МО. Постепенно были отреставрированы церковные, жилые и хозяйственные помещения. Мозаичные иконы, созданные насельниками монастыря, украсили наружные стены храмов.
Ныне Свято – Екатерининский мужской монастырь, пройдя через все потрясения XX века, возродился к христианской жизни. Его насельники ведут большую общественную и духовно-просветительную работу среди населения. Монастырь радует прихожан и паломников ухоженной территорией с прекрасными цветниками. В обители и на его подворьях не умолкает молитва. Ежедневно поминаются все пострадавшие на месте сем.
Источники: